Мораль как феномен культуры

Понятие ответственности в этико-философской мысли 1. Роль религиозных ценностей в развитии представлений об от- 50 ветственной экономической деятельности на примере христианской традиции ГЛАВА 2. Концепция корпоративной социальной ответственности биз- 83 неса 2. Категория ответственности в этике традиционно применяется для обозначения механизма морального сознания, превращающего абстрактно выраженный общественный долг в конкретные обязанности. Долгое время ответственность рассматривалась только в контексте частных обязанностей личности по отношению к своему непосредственному окружению и находилась вне центра внимания этико-философских исследований. К середине столетия, когда человечество получило в свое распоряжение научные знания и мощные технические средства, способные оказывать масштабное влияние на окружающую среду и будущие поколения, проблема ответственности предстала в качестве одной из центральных нравственных проблем современности.

Программа курса"Этика бизнеса"

Тематическое содержание дисциплины Тема 1. Предмет и задачи курса Предмет этики: Взаимотношения между этикой бизнеса и другими науками. Этические нормы деловых связей, деловых отношений в России вв.

Протестантские моральные добродетели включали чрезвычайно важные ответственности наиболее полно выразила основные идеологические и.

Тема 1 Природа и сущность этики Работа добавлена на сайт . Природа и сущность этики. Место и роль этики деловых отношений в современном обществе. Основные концепции происхождения морали. Общее и особенное в морали. Структура и функции морали.

Добро и зло Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро — категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу. Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные.

Категории этики но менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому". Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т.

Бизнес не является аморальным видом деятельности. Его карают за добродетель — за успех и дарования [АРМ 63]. груз моральной ответственности, но взрослые должны быть вольны убивать себя любыми способами.

Пенза Сорокина Галина Григорьевна кандидат философских наук, доцент, консультант по управлению, председатель Комитета по деловой этике Пензенской областной Торгово-Промышленной Палаты г. Хмельницкого, 39 а, 3-й этаж, зал заседаний. С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Ученый секретарь диссертационного совета В.

Категория ответственности в этике традиционно применяется для обозначения механизма морального сознания, превращающего абстрактно выраженный общественный долг в конкретные обязанности. Долгое время ответственность рассматривалась только в контексте частных обязанностей личности по отношению к своему непосредственному окружению и находилась вне центра внимания этико-философских исследований.

К середине столетия, когда человечество получило в свое распоряжение научные знания и мощные технические средства, способные оказывать масштабное влияние на окружающую среду и будущие поколения, проблема ответственности предстала в качестве одной из центральных нравственных проблем современности. Радикальное переосмысление проблемы ответственности произошло в деловой этике. Это связано, во-первых, с осознанием того, что субъекты экономической деятельности, оказывающие прямое или косвенное влияние на окружающую среду, климат, сохранность ресурсов и распределение материальных благ, несут причинную ответственность за возникновение и обострение ряда глобальных проблем человечества.

Во-вторых, стало очевидно, что разрешение этих проблем сегодня невозможно без активной деятельности субъектов прежде всего, крупных корпораций , аккумулировавших значительные экономические ресурсы, которые можно использовать для общего блага. Это значит, что бизнес несет как ретроспективную ответственность за свои прошлые действия, так и перспективную - за принятие мер по скорейшему решению стоящих перед человечеством проблем. Уникальное положение коммерческих корпораций в современном мире привело к формированию концепции социальной ответственности бизнеса, весомо трансформировавшей традиционные этические представления о субъекте, инстанции и объекте ответственности.

Субъектом социальной ответственности теперь выступает не только личность, но и корпорация; инстанцией, перед которой отчитывается корпорация, является гражданское общество, а объектом ответственности признаются не только акционеры, как в классической экономике, а все общество в целом в лице различных заинтересованных лиц, а также окружающая среда.

Социальная ответственность бизнеса: виды, примеры, формирование

Санкт-Петербургский государственный университет Высшая школа менеджмента Рецензенты: Качалов, Центральный экономико-математический институт Российской академии наук; С. Причиной этому стали как потребности бизнеса, так и накопленный опыт релевантных исследований, который позволял адекватно реагировать на эти потребности в рамках концепции КСО, описывающей взаимодействие бизнеса и общества.

Прежде всего, изменилась практика ведения бизнеса, и КСО прошла путь от управленческой экзотики глобальных корпораций до стандартных рутин, внедряемых и используемых во всем мире фирмами разных размеров и форм собственности. Открытие управленческих позиций уровня вице-президента компании, создание специальных подразделений и координирующих групп, внедрение этических кодексов и моделей самооценки, подготовка и публикация нефинансовых отчетов — далеко не исчерпывающий перечень управленческих инноваций, находящих все более широкое применение в практике бизнеса.

Государственное регулирование взаимоотношений бизнеса и общества добродетели, социальный капитал, гражданское общество, государственное моральную ответственность со стороны крупных экономических игроков.

Сменяющие друг друга поколения исследователей привели множество аргументов и контраргументов, воплощенных в огромном массиве специальной литературы, но так и не пришли к единым согласованным выводам. Тем не менее именно в ходе дискуссии о сущности КСО определился мейнстрим нормативных трактовок, благополучно развивающихся вплоть до сегодняшнего дня. Важно отметить, что сложность и продолжительность дискуссии были во многом предопределены нетривиальностью центральной категории — корпоративной социальной ответственности — .

Она включает в себя ответственность как таковую, социальную ответственность как ее специфический тип и корпоративную социальную ответственность как ту социальную ответственность, субъектом которой является корпорация. Во-вторых, категория КСО подвергалась терминологической трансформации, по-разному затронувшей указанные уровни. В ходе дискуссии, в частности, утратили свое значение популярные в гг. В свою очередь, с конца х гг. В-третьих, анализ указанных уровней категории КСО традиционно затрагивает различные вопросы философии, права, социологии и экономики, а также менеджмента.

Все эти дисциплины ассоциируются с общественными науками, но традиционно разделяются на нормативные и позитивные. Каждая из указанных наук обладает собственными методами исследований и категориальным аппаратом, отличается обилием трактовок и развивающихся концепций. Строго говоря, как справедливо отмечал М.

Тест по предмету"Деловая этика" с ответами

Основные задачи социальной ответственности бизнеса Приведение к общему знаменателю интересов определенных категорий граждан и долгосрочных общественных интересов, регулирование общественно-политических отношений. Обеспечение финансовой стабильности граждан, создание экономических мотиваторов для участия в общественном производстве, создание равных социальных условий для становления комфортного уровня жизнедеятельности. Социальная защита, соблюдение установленных законодательством социально-экономических прав населения государства, оказание помощи социально незащищенным слоям населения.

Создание равномерной занятости населения. Уменьшение степени криминализации среди населения. Формирование социально общественных отраслей здравоохранение, культура, образование, наука, ЖКХ.

Об идее служения бизнеса интересам общества посвятил ни одну эссе М. Фридмана «Социальная ответственность бизнеса - наращивать . Значит, для формирования системы моральных принципов которые в социологии описываются термином «добродетели» или «доблести».

На сегодняшний день в ведении 35 крупнейших пенсионных и суверенных фондов из 15 стран находятся активы общей стоимостью более 10 трлн долл. При этом большая часть из них направлена не на финансирование реального сектора экономики, а на предоставление займов хедж-фондам для осуществления спекулятивных сделок. В этой связи Р.

Мартин в одной из своих последних работ высказывает мысль о том, что сегодня имеется тенденция перехода от создания стоимости к торговле ею. При этом автор выражает крайнюю обеспокоенность тем, что лидерам финансового сектора и хедж-фондов выгодно поддерживать высокую волатильность рынков, хотя она и противоречит интересам капитала и труда [12]. Схожих позиций придерживается и Д. Таким образом, следуя логике М. Портера, с экономической точки зрения современная доктрина КСО вовсе не противоречит фундаментальной цели бизнеса, заключенной в создании стоимости.

Философское обоснование этики лежит в плоскости интерпретации поступков, событий и явлений с позиции добра и зла. Глубинная идея Сократа состояла в том, что этике нельзя научиться, ее невозможно позаимствовать как некую абстрактную систему. Ее можно только выстрадать. Значит, для формирования системы моральных принципов общество должно пройти через множество хороших и плохих ситуаций.

Несомненно, данное утверждение относится и к бизнесу - как неотъемлемой части общества.

Презентация: СМ 2.4. Ответственность и этика в менеджменте (1 часть)

Введение к работе Актуальность темы исследования Социальная ответственность бизнеса СОБ активно и успешно реализуется во всем мире. Компании не просто решают проблемы общества, инвестируя средства в развитие образования, медицины, науки, производства, поддерживая социально незащищенные слои и заботясь о природоохранных мерах, - они получают определенные выгоды от этой деятельности. В западных странах социальная ответственность бизнеса функционирует как устойчивый социальный институт, она рациональна и эффективна.

Еще у Аристотеля «этика» была связана с конкретными добродетелями, Долгое время этика совмещала в себе не только собственно моральную социальной ответственности бизнеса и этики управленческих решений.

Психологические причины уклонения от морального выбора. Расширение возможностей нравственного выбора с помощью измененных состояний сознания и смещений во времени. Последствия морального выбора для взаимоотношений с близкими. Свобода и ответственность в близких эмоциональных отношениях. Нравственные аспекты феномена манипуляции. Однако в последние годы психология начала оформляться как массовая профессия, что дало толчок широкому распространению различных психологических технологий в разных сферах социальной практики - в образовании, бизнесе, политике, СМИ, медицине, и т.

На фоне усиливающейся экспансии современных психологических технологий очевиден явный дефицит этического кодифицирования профессиональной деятельности психологов. Существует реальная опасность ослабления, если не утраты гуманистической составляющей практической психологии. Так что в сфере психологической практики необходима профессиональная этическая рефлексия, направленная как на рационализацию нравственных коллизий в сфере психологического консультирования, так и в конечном счете на кодифицирование профессиональной практически-психологической деятельности.

Данное исследование посвящено анализу ситуации морального выбора, который совершает индивид при поддержке психолога-консультанта. Речь идет о самостоятельном выборе, и в этом смысле клиенту пациенту принадлежит активная роль; психолог-консультант же оказывает помощь. И поскольку это помощь в моральном выборе, то функция консультанта выходит за рамки психологии. Это задает ситуации особое этическое измерение и накладывает на психолога-консультанта особую моральную ответственность.

Задача психолога - оказать человеку поддержку на всех этапах работы с проблемной ситуацией, помочь ему сделать оптимальный выбор для каждого конкретного момента.

Этические подходы к ведению бизнеса

Формирование и развитие механизма ответственности в рамках деятельности института аудита происходит под влиянием таких институциональных факторов, как интересы общества и государства, интересы экономического субъекта и надлежащих пользователей его бухгалтерской финансовой отчетности, а также интересы аудиторской профессии.

Ответственность аудиторов перед обществом состоит в соответствии результатов аудиторской деятельности уровню публичности оказываемых аудиторских услуг. Чем выше предполагаемая публичность, тем выше уровень обеспечиваемой уверенности аудиторских услуг, тем шире круг субъектов, которые являются потребителями этих услуг.

Моральные проблемы бизнеса Свободная воля человека, считали стоики античности, воплощаются в добродетели — труде. к жизни новую форму — экологическую этику как вариант этики ответственности, предполагающую .

Спецвыпуск В кризис дискуссия о корпоративной социальной ответственности КСО становится особенно острой. С одной стороны, главная ответственность бизнеса перед обществом в период экономического спада — выжить, с другой — компания не может и, вероятно, не должна при этом сворачивать свои программы КСО. Оптимальный вариант решения этой дилеммы — интеграция программ КСО в корпоративную стратегию, что позволяет рассматривать их как необходимое условие устойчивого развития организации, а не как статью вынужденных расходов.

Корпоративная ответственность и корпоративная благотворительность, этика бизнеса и концепция заинтересованных сторон, корпоративная устойчивость и устойчивое развитие, корпоративное гражданство и социально ответственное инвестирование — вот далеко не полный перечень лишь наиболее популярных концепций, ассоциируемых с КСО. На самом деле, несмотря на терминологические различия, все эти концепции объединяет выделение принципов ответственности, на основе которых фирма взаимодействует с обществом.

Общество создало бизнес для решения своих задач, а не наоборот. При этом, будучи производной от этической категории ответственности, КСО вовсе не сводится к обязанности корпораций решать накопившиеся в обществе социальные проблемы. Речь идет о моральной ответственности любой фирмы перед обществом.

2. Содержательная часть программы

Некоторые компании уже экспериментируют, вводя у себя различные формы организации и используя разные культурные традиции, что позволит им быстрее добиться успеха в нашем постоянно меняющемся мире. Результатом является более гармоничное соотношение материальных нужд, с одной стороны, и моральных и духовных ценностей — с другой, столь необходимых нам для того, чтобы выжить на нашей планете, где расстояния стремительно уменьшаются.

В основе нравственного поведения лежат несколько общечеловеческих добродетелей. Среди этих добродетелей такие, как справедливость, взаимное уважение, честность, цельность, верность своему слову, беспристрастность, желание служить людям и умеренность. Общепризнанно, что нравственное поведение выгодно в деловых отношениях.

24 Глава 1 Гарвардскую школу бизнеса.8 В своей классической статье .. моральных принципов ответственности к позитивным научным . как надежность или чест- ность (ответственность как добродетель).

Природа и сущность этики. Место и роль этики деловых отношений в современном обществе. Основные концепции происхождения морали. Общее и особенное в морали. Структура и функции морали. Этика в системе знаний о морали. Этические нормы и ценности: Изменения в ценностных системах. Этические проблемы деловой жизни. Становление этики деловых отношений как научной дисциплины. Причины повышения внимания к этике деловых отношений. Структура этики деловых отношений.

Триединый генезис этики деловых отношений:

Понятие корпоративной социальной ответственности — Ольга Мелитонян